Задов Павел Васильевич ([info]dedushka_nomto) wrote,
@ 2006-09-09 01:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current music:Raison d`etre
Entry tags:art, article, photos

Космический фаллос новгородского градостроения


Мне так думается, что большой белый театр в Новгороде(не знаю как он на самом деле называется), является, пожалуй, самым примечательным местом во всем городе, т.к. он настолько дисгармонирует с атмосферой древности и светлой печали, царящей в городе, что ему просто нет равных. Он напоминает огромный белый череп какого-то древнего гиганта, из тех, что описывал Лавкрафт. Театр этот строил знакомый моего папаши и учитывая то, что папаша мой тоже любил раньше делать скульптуры в лавкрафтианском стиле, вполне возможно что и архитектор руководствовался какими-то аналогичными мотивами. Вообще, если вспомнить известную фразу о том, что мол "сон разума рождает чудовищ" и подумать о том, что же она может означать сейчас, на ум приходят рассуждения традиционалиста Дугина и шамана Оларда Диксона, которые в своих книгах(Дугин в особенности) уделили некоторое внимание проблеме разума и рассудка. Карлос об этом тоже писал, но как-то очень мутно и неуверенно. Также почему-то всплывают в голове строчки из кроулевской "Книги закона", относительно "почему" и "потому", впрочем, моя не очень уверен, правильно ли моя понимать данный отрывок. Так вот, получается, что у советских деятелей рассудок вполне работал, ну а разум, соответственно, спал и не просыпался, убаюканный марксистскими колыбельными. Наверное, именно поэтому все советские «объекты» мгновенно приобретают некую лавкрафтианскую атмосферу, стоит только иссякнуть потоку коммуникаций и денег, идущему к ним от центра.
Кто-нибудь скажет, что любые заброшенные объекты обладают похожей атмосферой - не знаю, как в Америке, но к Европе это точно не относится, там даже наиготичнейшие кладбища и руины обладают каким-то глянцем. Естественно, что я не могу судить обо всех подобных местах, но некоторый опыт имеется. Есть очень четкое ощущение того, что в России всё как-то брутальнее и неприятней…. Впрочем, в этом тоже есть определенные достоинства. Колонна, которую вы можете лицезреть на данной, ужасного качества фотографии, является наиболее удивительной частью театра, так же как сам театр является наиболее удивительной частью Новгорода.

White theater in Novgorod, by DN 2006

Я последнее время сижу и читаю работы Лосева по античному символизму, видимо, поэтому на ум мне приходят какие-то древнегреческие соображения – хотя сам театр выглядит как некая патологическая интерпретация античного искусства(особенно сейчас), сама колонна как-то оторвана от него и выглядит вполне самостоятельной – такое впечатление, что театр – это некий монстр, колонну породивший, а теперь живописно разлагающийся. Тут следует добавить что ритм его распада, по моему визуальному впечатлению, весьма отличается от ритма распада окружающих строений, т.к. они пребывают в гармонии с атмосферой Новгорода и подвергаются своеобразной консервации. Когда там наступают сумерки, мне почему-то хочется назвать его городом великого сумрака, сам не знаю почему – есть там что-то такое «неопределенно левитановское»… У Бальмонта, кстати, есть интересное стихотворение, которое также приходит на ум при созерцании данного пейзажа:

СТОЛБЫ

При море черном стоят столбы,
Столбы из камня. Число их восемь.
Приходят часто сюда рабы,
И сонмы юных несут гробы.
Бледнеют зимы, и шепчет осень.

Порой и звери сюда дойдут,
Порой примчится сюда и птица,
И затоскуют. Что делать тут?
Пойдут, забродят и упадут,
И упадут, устав стремиться,
Устав кружиться.

При море черном стоят столбы
От дней додневных. Число их грозно,
Число их веще средь числ судьбы.
И их значенье на крик мольбы:
Навек. Безгласность. Враждебность. Поздно.

Так что просто выдать некий комментарий во фрейдистском духе, при взгляде на данную колонну никак не удастся. Разве что комментатор – законченный болван. Не говоря уже о том, что Генон писал про суть фрейдистского учения. Одновременно вспоминаются и руны, которые некоторым образом с данной колонной ассоциируются – прежде всего иса, но также – тейваз, турисаз и наутиз… Пространство, которое колонна формирует своим присутствием, явно включает в себя некие признаки данных символов, причем даже в солнечный день, просто в хорошую погоду это все как бы погружается в сон. Самое удивительное в этой колонне - это то, что в ней есть какая-то противоречивость, в ней одновременно присутствуют и завершенность и некая неполноценность, хотя, конечно, второй компонент может быть всего лишь результатом общей дисгармонии данного сооружения по отношению к естественной атмосфере Новгорода. Она, словно одинокий космический фаллос, который был уже создан бесплодным, но тем не менее, гордо нацелен в космическое пространство и является своеобразным памятником тому, что Советский Союз мог бы создать...
Причем при взгляде на нее, мне почему-то вспоминается вовсе не колонна на дворцовой площади, а черные обелиски у входа в здание МИД в Москве.... Если этот театр когда-нибудь решат снести, то колонну несомненно следует остваить, более того, я бы предложил заключить ее в огромную круглую башню, со множеством окон и чтобы внутри обязательно звучали колокола. Такие вот соображения.

PS Разрушенный же завод, что находится в двух метрах от описанного мною театра, представляет собой неисчерпаемый кладезь вдохновения для всякого поклонника urban decay и моя выложит фотографии этот замечательный мест, как только удастся их обнаружить в дебрях винчестеров. Атмосфера этого удивительного места живо напоминает рассказ Лавкрафта об Инсмуте. И чайки повсюду……
PPS Если бы этот театр вдруг затонул - он стал бы еще замечательнее.......



(Post a new comment)


[info]anthesteria
2006-09-08 11:01 pm UTC (link)
колонна напоминает вытянутый позвоночник какого-нибудь Йог-Сотота.

(Reply to this)(Thread)


[info]dedushka_nomto
2006-09-09 03:31 am UTC (link)
Да, действительно, а я внимание не обратил... У Гигера вроде бы даже подобная картина есть.
Спасибо, а то я что-то увлекся мыслями про греческую философию...

PS Позвольте узнать, так это вы и делаете проект Anthesteria? А то я смотрю - название какое-то знакомое, а потом вспомнил, что сайт ваш недавно посещал.....

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]anthesteria
2006-09-09 11:04 am UTC (link)
Так и сам театр очень гигеровский - если вспомнить его дизайны интерьеров.

Спасибо за интерес к проекту :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]dedushka_nomto
2006-09-09 04:24 pm UTC (link)
Да, только не хватает чисто гигеровских деталей - костей, фаллосов всяких. Как если бы Гигер делал трехмерную модельку театра, а на стадии детализации ее забросил...

PS Хочу выразить свое крайнее восхищение вашим творчеством и пожелать всяческих успехов - давно я не слышал ничего подобного "Зиме" и "Exodus", очень понравилось. Честно говоря, не ожидал, что тексты на русском языке могут столь хорошо сочетаться c dark ambient...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]anthesteria
2006-09-13 07:30 pm UTC (link)
В самом деле. Почему-то сразу вспомнился инфернальный московский дворик у Лубянки со статуей Воровского.

Рад, что музыка пришлась по душе. А с голосами действительно нравится работать.

(Reply to this)(Parent)


[info]pandereta
2008-03-27 04:20 pm UTC (link)
О, когда была в Новгороде, тоже удивилась этому странному зданию театра)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…